Система запуска двигателя лодочного мотора

Система зажигания состоит из источника тока, аккумулятора, высоковольтного трансформатора и свечей зажигания. На стационарных двигателях источником тока является генератор, который вырабатывает, как правило, 12 вольт и силу тока, необходимую для питания электропотребителей данного судна.

На подвесном лодочном моторе (далее - ПЛМ) устанавливается магдино. Это устройство состоит из статора, где имеются катушки, в которых в момент прохождения постоянных магнитов, залитых в маховике, наводится электродвижущая сила, создающая в обмотках катушек переменный ток 12 вольт. В трансформаторе напряжение трансформируется в 18 и более тысяч вольт для обеспечения искрообразования в свече (магнето) и катушки, обеспечивающие питание электропотребителей (динамо). Ротором является маховик. Генератор и магдино осуществляют зарядку аккумуляторных батарей, которые обладают определенной емкостью, выражаемой в ампер/часах.

На четырехтактном двигателе имеется прерыватель-распределитель. Он распределяет напряжение по цилиндрам и обеспечивает искрообразование в данном цилиндре при определенном положении поршня относительно верхней мертвой точки (далее - ВМТ). На двухтактном двигателе, как правило, у каждого цилиндра свой трансформатор. У некоторых моделей современных ПЛМ трансформаторы совмещают с колпачком, который надевается на свечу зажигания, что снижает вероятность отказа системы зажигания при высокой влажности, особенно в морских условиях.

Опережение зажигания. Суть опережения зажигания состоит в том, что максимального давления горящая в цилиндре смесь должна достигнуть, когда поршень остановится в ВМТ, а линия шатун - кривошип слегка сломается. Это наиболее благоприятное положение начала рабочего хода. Для того чтобы этого достичь, необходимо искре между электродами свечи возникнуть в момент, когда поршень на какую-то величину не дошел до ВМТ.
На образование искры и горение смеси необходимо время. Значит размыкание контактов прерывателя (момент возникновения искры) должно произойти пока поршень не дошел до ВМТ. Это и называется опережением зажигания. Оно указывается в градусах положения маховика, либо в миллиметрах положения поршня до ВМТ. Например, у ПЛМ «Ямаха-30» опережение зажигания устанавливается для верхнего цилиндра ориентировочно 22-25 градусов или 4,0-4,3 мм до ВМТ.
Основание магдино жестко связано с дроссельной заслонкой, таким образом, с открытием дроссельной заслонки (увеличением частоты вращения), увеличивается опережение зажигания. На малых оборотах и при запуске опережение зажигания, как правило, отсутствует, что облегчает запуск. Известно, что при запуске на повышенных оборотах (положение рукоятки газа) ручным стартером бывают рывки в обратном направлении. Двигатель пытается запуститься в обратную сторону вращения, поскольку рабочая смесь воспламеняется до того, как поршень пройдет ВМТ.